Отрывок из книги «йога сновидений и практика естественного света» автор Чогьял Намкай Норбу
Практика ясного света
Если вы человек беспокойный, перед сном можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы уравновесить течение ветра и успокоиться. Затем сосредоточьтесь на белой тибетской букве А (см. рис.) в центре тела. Если вы предпочитаете латинскую букву А, это тоже приемлемо. Важно, чтобы в вашем уме она соответствовала звуку «А», чтобы видя эту букву, вы знали, как она звучит.
Если поначалу вам не удается сосредоточиться и увидеть это А, возможно, дело в том, что вы не умеете его представлять. Попробуйте сделать так: напишите тибетскую или латинскую букву А на листе бумаги, поместите его перед собой и некоторое время пристально на него смотрите. Потом закройте глаза — А сразу же появится перед вашим мысленным взором. Так вы получите более четкий образ.
Итак, постарайтесь сосредоточиться на этом белом A. Или же представьте присутствие в себе белого A и сохраняйте это ощущение как можно дольше. Чтобы прочувствовать присутствие буквы более явственно, можно сделать такое упражнение. Представьте, что из центрального A возникает второе, а из второго — третье, пока не увидите поднимающуюся к макушке цепочку из A. Затем представляйте, как эти A спускаются обратно. Можете повторить это много раз, если сразу не заснете. Очень полезно и важно представлять эту цепочку всякий раз, когда вам трудно ощутить присутствие A, — это помогает повысить ясность.
Самое важное — засыпая, стараться сохранить присутствие этого A. Поначалу оно должно быть четким и точным, а потом нужно расслабиться. «Расслабиться» не значит потерять ощущение A или забыть о нем. Сохраняя ощущение присутствия буквы, вы расслабляетесь и в этом состоянии засыпаете.
Нужно стараться выполнять практику естественного света каждую ночь, точно так же, как днем нужно стараться постоянно быть в состоянии присутствия.
Что такое Ясность?
Один из главных вопросов книги «Йога сновидений и практика естественного света» — разница между тем состоянием осознанности, которое возникает благодаря практике естественного света и в Дзогчене называется ригпа, и относительным, но, тем не менее, важным переживанием ясности.
Переживание ясности, которое может возникнуть и как «побочный продукт» ригпа, и как просто следствие кармических причин, помогает понять нереальность явлений, которые в противном случае в переживаниях сновидений и смерти становятся для нас неодолимой явью. Так в сновидении кошмар кажется нам реальным, хотя в кино такая же сцена вряд ли нас испугает.
Великие йоги, овладевшие ригпа, способны, умирая, освободиться прямо в великий ясный свет.
Практикующие, которые развили в себе способность хотя бы время от времени видеть осознанные сны, могут осознать иллюзорность видений, возникающих в сипэй бардо. Считается, что в момент смерти, когда психическое тело отделяется от материального тела, все переживания семикратно усиливаются. Как говорят наши учителя, в это время еще сохраняется возможность обрести ту или иную разновидность освобождения.
Даже немногочисленные переживания ясности или, что гораздо лучше, способность воспользоваться состоянием осознанных сновидений для практики медитации могут принести очень большую пользу. И наоборот, те, кто не способен осознать иллюзорность видений-галлюцинаций, обязательно будут носиться по волнам желания и страха, поднятым кармой, пока не наступит перерождение в одном из миров сансары.